Одним из очень популярных мест летнего пляжного отдыха является г. Чолпон-Ата. В этом городе расположено очень много пансионатов, лечебниц, отелей и домов отдыха, а также кафе, магазинов и ночных клубов. Поэтому вам предлагаются туры для осмотра достопримечательностей Чолпон-Аты.
Достопримечательности Чолпон-Ата
1.Центр культуры имени Чингиза Тореку́ловича Айтматова «Рух-Ордо»
- Рух Ордо означает Духовный центр или переводится как Град Благословенный, объединяет пять основных религий мира: буддизм, ислам, католичество, православие и иудаизм. Авторы реализовали мечту о единстве человечества через идею единства бога. Архитектурное единство скульптур знаменитых людей, сделавших свой вклад в развитие человечества, толкает на философские размышления. Идея о создании подобного парка для встреч с друзьями пришла в голову депутата кыргызского парламента Ташкулу Керексизову.
- Идейный замысел культурного парка поражает своей глубиной: на территории комплекса по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга расположено пять абсолютно одинаковых по своему внешнему виду белых часовен. Единственное их внешнее различие – это символы различных мировых религиозных конфессий, расположенные на их верхушках. Таким образом, подчеркивается равенство духовного наследия христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма для всего человечества, их однозначность перед лицом Всевышнего и необходимость толерантного и уважительного отношения к представителям других вероисповеданий.В каждой из часовен собраны реликвии для верующих данной религии.
- У буддийского храма расположен колокол желаний – по рассказам гидов, если совершить пожертвование и ударить в колокол, несомненно, сбудется самое заветное желание человека. В католической часовне огромная картина посвящена Святому Матфею, который, по преданиям, проповедовал учение Христа на Иссык-Куле и даже заложил здесь церковь. Несколько лет назад сам Борис Ельцин торжественно открывал православную церковь в «Рух Ордо», которая носит имя супруги первого президента Российской Федерации Наины. Будучи ребенком, идейный вдохновитель и организатор парка Ташкул Керексизов воспитывался в детском доме, где особенным теплом и заботой окружила его простая пожилая еврейка, работавшая в столовой детдома.
- В память о ней на стенах синагоги находится огромная картина, изображающая седую женщину с большими добрыми глазами. По традиции, в мусульманской мечети нет ни одного изображения живых существ, вместо этого – суры из Корана и два ковра ручной выделки, символизирующие два течения в исламе: суннизм и шиизм.Первым экспонатом парка стало дерево жизни, напоминающее цветущую японскую сакуру, горделиво возвышающуюся над бескрайней гладью Иссык-Куля. Недалеко от дерева жизни – беседка науки, где в безмолвном окружении изображений великих ученых Аристотеля, Коперника, Авиценны и других силой воды вращается гранитный шар, символизирующий течение времени и незыблемость истины. По всему периметру комплекса расположены статуи и изваяния различных деятелей как кыргызской, так и мировой истории, мифологии, науки, искусства
- Концертный зал парка обладает уникальной акустикой и уже стал идеальным местом проведения всевозможных фестивалей, конкурсов и концертов. Кульминацией каждого представления является поднятие заднего занавеса сцены, за которым восхищенному взору зрителей во всей его красе предстает Иссык-Куль в обрамлении покрытых снежными шапками гор.«Рух Ордо» славится не только необычными архитектурными памятниками, но и самым красивым пирсом на побережье озера. На нем расположены четыре изящные беседки, символизирующие четыре стороны света, а также четыре времени года. К тому же здесь разводятся двадцать четыре вида рыб, которые являются символом двадцати четырех часов в сутки.
2.Знаменитые петроглифы в Иссык-Кульском музее — заповедники под открытым небом
- Знаменитые петроглифы в Иссык-Кульском музее — заповедники под открытым небом привлекают туристов со всего мира. Наскальные рисунки (петроглифы) изображают жизнь населения Иссык-Кульской долины и были сделаны, начиная со второго тысячелетия до нашей эры до 8-10 веков нашей эры. Люди того времени запечатлели разные сцены своей жизни, от охоты до жертвоприношений. Насчитывается около 5000 камней с петроглифами, которые являются значимым культурным и историческим наследием Кыргызстана.
- Петроглифы урочища Чолпон-Ата расположены между северной, западной и северо-западной окраинами города Чолпон-Ата и южным подножием хребта Кунгей Ала-Тоо, распространяясь зачастую и по склонам отрогов этого хребта. На площади длиной с востока на запад 4 километра и шириной 0,6-2 км лежат десятки тысяч камней (валунов), вынесенных селевыми потоками из горных ущелий хребта Кунгей Ала-Тоо.
- Камни составляют как сплошные массивы скоплений значительных размеров, так и небольшие скопления.
- Поверхность валунов под воздействием солнечных лучей за многие тысячелетия покрылась «пустынным загаром» – патиной блестяще-черного и коричневого цветов с различными оттенками.
- Загарные камни служили своего рода «полотном» для древних художников.
- Рисунки выбивались орудиями из металла или твердых пород камня на загарной поверхности валунов.
- Размеры камней от 0,5 х 0,8 до 3х6 метров. Скол неглубокий 0,2-1 см
- Сюжеты и образы рисунков разнообразны, но в основном преобладают изображения животных: козлов, архаров, оленей, быков, лошадей, собак, волков и др. Встречаются сцены нападения хищников на животных, сцены пешей и конной охоты, всадников на лошадях и верблюдов, многочисленные изображения людей. На камнях редко выбит один, а большей частью два-три и более двадцати рисунков. Не редкость, когда встречаются два-три слоя рисунков различных эпох, перекрывающих друг друга (палимсесты).Многие рисунки высокохудожественны, реалистичны и отличаются тщательностью проработки фигур животных и людей
- В целом петроглифы Чолпон-Ата датируются в пределах II тысячелетия до нашей эры – VIII в. нашей эры. Однако большая часть относится к периоду VII-III в.в. до н.э. По общему мнению исследователей – это время расцвета скифо-сакского звериного стиля, который получил особо широкое отражение в наскальном изобразительном искусстве. Насколько распространенным это искусство было в среде ранних кочевников (саков) можно судить на примере Иссык-Кульской котловины, где ни одно из скоплений камней не оставлено без внимания древних художников. В каждом из них встречается то или иное количество рисунков.К числу особенностей петроглифов Чолпон-Ата, как и всей Иссык-Кульской котловины, следует отнести то, что на месте их нахождения или вблизи расположены древние захоронения. Материалы из раскопок этих захоронений могут помочь в уточнении датировок наскальных изображений и определении их этно-культурной принадлежности.
- Петроглифы Чолпон-Ата представляют собой грандиозный храм под открытым небом, где совершались культовые обряды, связанные с духовным миром и жизнью кочевого населения Иссык-Куля. Петроглифы Чолпон-Ата широко известны среди общественности республики и сопредельных стран. Особенно внимание к ним усиливается в летний период, когда озеро Иссык-Куль становится центром посещения туристов и отдыхающих.Первые сведения о наскальных рисунках Чолпон-Ата появляются в научной литературе в конце XIX века (В.В. Бартольд, В.Д. Городецкий и др.). В годы советской власти они становятся объектом изучения краеведов и ученых Республиканской Академии наук (Н.Д.Черкасов, Д.Ф. Винник, Г.А. Помаскина и др.)Недалеко от петроглифов находится очень интересный историко-краеведческий музей построенный 1935 году. Основная экспозиция представляет историю Иссык-Кульского края с древнейших времен до настоящего, показывает его природу, жизнь и быт кыргызов.
3.Историко-культурный музей-заповедник в Чолпон-Ате
- Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник расположен в центре города Чолпон-Ата, примерно в 1 км. от озера Иссык-Куль и Культурного центра «Рух Ордо» им. Ч. Айтматова. Музей существует с советских времен и с момента его образования в нем мало, что изменилось. Фасад здания музея и его экспозиционные залы сами по себе являются исторической достопримечательностью и переносят нас в 80-е гг., в то время, когда этот музей был создан.
- Музей включает в себя основную экспозицию и сувенирный магазин. Музей представляет ценные артефакты истории, археологии, предметы быта кочевников, народное прикладное искусство, а также информацию об озере Иссык-Куль.
- Здание музея разделено на тематические залы. Здесь можно найти экспозиции посвященные флоре и фауне Иссык-Кульского региона, предметы, относящиеся к быту кочевников в период с X по нач. XX вв., артефакты буддийской культуры, монеты старинной чеканки, оружие и др. Также отдельные стенды посвящены главному народному эпосу киргизов – «Манасу», озеру Иссык-Куль, прикладному искусству и живописи, народным музыкальным инструментам, деятелям культуры и искусства Прииссыккулья, национальной одежде и Великой Отечественной Войне 1942-45гг
- Большую часть экспонатов музея в Чолпон-Ате составляют настоящие артефакты, что особенно ценно для посетителей экспозиций. Большой интерес вызывают грубые и в то же время очень функциональные каменные и бронзовые орудия труда, относящиеся ко II-I вв. до н.э, найденные в местечке Саломат-Булак. Впечатляют своими размерами и техникой изготовления огромные сакские бронзовые котлы (III-IV вв. до н.э.), поднятые со дна Иссык-Куля. Интересна также коллекция древних монет, повествующая о развитии товарно-денежных отношений в Киргизии, начиная от раковинок каури, выполнявших функцию денег у малоразвитых племен, до монет уже более искусной чеканки периода правления династии Караханидов (X-XII вв.). Встречаются также китайские монеты и буддийские и тибетские артефакты, что указывает на тесную историческую связь Киргизии с соседним Китаем.
- Гордость Иссык-Кульского музея — павильон с великолепными шерстяными киргизскими коврами, где также вы можете увидеть мини-инсталляцию киргизской Белой юрты. Заглянув внутрь этого традиционного жилища среднеазиатских кочевников, вы увидите стены жилища от пола до потолка завешанные пестрыми и теплыми войлочными ширдаками и ала-кийизами (коврами), аккуратно сложенные в джуке (напротив входа в юрту) тюфяки-матрацы и подушки, перед которыми располагалось место хозяина юрты или почетного гостя, и обязательный атрибут юрты – большие кованые железом сундуки с вещами и посудой. В центре юрты располагался очаг – тюндук, слева от него — мужская половина, а справа – женская. Кухонная утварь и продукты отгораживались вышитой узорами циновкой – ашкана чий. Белая юрта является символом образа жизни киргизов, местом, где протекало их детство, молодость и старость.
- Музей-заповедник под открытым небом или Музей петроглифов, являющийся подразделением чолпонатинского музея, находится в предгорьях от села Кара-Ой до села Хутор. Здесь, на огромной территории заповедника сохранились каменные глыбы с многочисленными наскальными изображениями животных, людей, сцен охоты и ритуалов и пр. Другие филиалы музея разбросаны по окрестным селам: Ананьево, Корумду, Комсомол, Бостери, Чирпыкты, Тору-Айтыр и Семеновке. В общей сложности в филиалах Иссык-Кульского музея хранится около 15 тыс. экспонатов, включая отдельные коллекции