Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник
Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник расположен в центре города Чолпон-Ата, примерно в 1 км. от озера Иссык-Куль и Культурного центра «Рух Ордо» им. Ч. Айтматова. Музей существует с советских времен и с момента его образования в нем мало, что изменилось. Фасад здания музея и его экспозиционные залы сами по себе являются исторической достопримечательностью и переносят нас в 80-е гг., в то время, когда этот музей был создан.
Музей включает в себя основную экспозицию и сувенирный магазин. Музей представляет ценные артефакты истории, археологии, предметы быта кочевников, народное прикладное искусство, а также информацию об озере Иссык-Куль.
Здание музея разделено на тематические залы. Здесь можно найти экспозиции посвященные флоре и фауне Иссык-Кульского региона, предметы, относящиеся к быту кочевников в период с X по нач. XX вв., артефакты буддийской культуры, монеты старинной чеканки, оружие и др. Также отдельные стенды посвящены главному народному эпосу киргизов – «Манасу», озеру Иссык-Куль, прикладному искусству и живописи, народным музыкальным инструментам, деятелям культуры и искусства Прииссыккулья, национальной одежде и Великой Отечественной Войне 1942-45г.
Большую часть экспонатов музея в Чолпон-Ате составляют настоящие артефакты, что особенно ценно для посетителей экспозиций. Большой интерес вызывают грубые и в то же время очень функциональные каменные и бронзовые орудия труда, относящиеся ко II-I вв. до н.э, найденные в местечке Саломат-Булак. Впечатляют своими размерами и техникой изготовления огромные сакские бронзовые котлы (III-IV вв. до н.э.), поднятые со дна Иссык-Куля. Интересна также коллекция древних монет, повествующая о развитии товарно-денежных отношений в Киргизии, начиная от раковинок каури, выполнявших функцию денег у малоразвитых племен, до монет уже более искусной чеканки периода правления династии Караханидов (X-XII вв.). Встречаются также китайские монеты и буддийские и тибетские артефакты, что указывает на тесную историческую связь Киргизии с соседним Китаем.
Гордость Иссык-Кульского музея — павильон с великолепными шерстяными киргизскими коврами, где также вы можете увидеть мини-инсталляцию киргизской Белой юрты. Заглянув внутрь этого традиционного жилища среднеазиатских кочевников, вы увидите стены жилища от пола до потолка завешанные пестрыми и теплыми войлочными ширдаками и ала-кийизами (коврами), аккуратно сложенные в джуке (напротив входа в юрту) тюфяки-матрацы и подушки, перед которыми располагалось место хозяина юрты или почетного гостя, и обязательный атрибут юрты – большие кованые железом сундуки с вещами и посудой. В центре юрты располагался очаг – тюндук, слева от него — мужская половина, а справа – женская. Кухонная утварь и продукты отгораживались вышитой узорами циновкой – ашкана чий. Белая юрта является символом образа жизни киргизов, местом, где протекало их детство, молодость и старость.
Музей-заповедник под открытым небом или Музей петроглифов, являющийся подразделением чолпонатинского музея, находится в предгорьях от села Кара-Ой до села Хутор. Здесь, на огромной территории заповедника сохранились каменные глыбы с многочисленными наскальными изображениями животных, людей, сцен охоты и ритуалов и пр. Другие филиалы музея разбросаны по окрестным селам: Ананьево, Корумду, Комсомол, Бостери, Чирпыкты, Тору-Айтыр и Семеновке. В общей сложности в филиалах Иссык-Кульского музея хранится около 15 тыс. экспонатов, включая отдельные коллекции.
Петроглифы в Чолпон-Ате
В Чолпон-Ате находится популярный музей под открытым небом, который иногда называют Каменным садом, расположившимся на территории в 42 гектара.
В музее представлены доисторические монументальные изображения: кромлех, надгробные памятники, приграничные каменные ограды, а также петроглифы, датируемые 2000 до н.э. – 4 веком н.э. На камнях имеются таблички, на которых написано время ее создания и ее предназначение. Обойти Каменный сад, можно следуя по нескольким маршрутам, обозначенным стрелочками.
Самый короткий маршрут рассчитан на 20-30 минут. Есть и более долгий маршрут, ведущий в верхнюю часть музея, где посетители смогут тщательно рассмотреть коллекцию каменных бал-балов, изучить сделанные на камне надписи, кромлехи, а также насладиться очаровательным видом Чолпонатинской бухты.Считается, что лучшее время для посещения музея – раннее утро или поздний вечер, когда четко видны очертания рисунков, а атмосфера наполнена звуками утренних или вечерних молитв. Возможно, раньше на месте музея был храм, где древние люди молились богам, в особенности богу солнца. Размер валунов варьируется от 30 см . до трех метров.
Многие из рисунков выполнены в Сака-Скифском стиле: изображения охотников, сцен охоты с участием прирученных снежных леопардов. Один рисунок изображает охотящихся леопардов в движении. Это единственное изображение такого плана в Центральной Азии.
Большая часть валунов развернута на юго-восток и юго-запад, именно поэтому есть основания связывать их происхождение с проведением религиозных обрядов. Предполагается, что кромлехи служили астрономическим инструментом. Символ Солнца часто сопровождается колесницами, изображенными на скалах вместе с образами людей (охотников) и животных. Среди образов животных чаще всего встречается образ оленя, причем для Алтая, Семиречья и Южной Сибири более характерен образ Матери-оленихи. Примечательно, что одно из крупных кыргызских племен носило название Бугу (Красный Олень). Хотя, не исключено, что Кыргызы переселились в этот район многим позже после появления рисунков.
С распространением Ислама искусство наскальных рисунков постепенно изжило себя, т.к. наскальные изображения были под запретом. Тем не менее, многие из образов, использованных в петроглифах – изображения рогов, крыльев, лап – до сих пор встречаются в узорах шырдаков (кыргызских войлочных ковров) и других изделиях народного ремесла.
У подножья горного хребта Кунгей Ала-Тоо, протянувшегося вдоль северного побережья озера Иссык-Куль, на границе между Кыргызстаном и Казахстаном, была обнаружена другая коллекция петроглифов. Тем не менее, Каменный сад расположен в более доступном месте.
Наскальные рисунки были нанесены металлическими или каменными инструментами, покрашены. В течение нескольких веков под влиянием палящих солнечных лучей петроглифы приобрели черный и коричневые оттенки. Недавние попытки, предпринятые с целью сохранить рисунки, были сдержаны противоречивыми мнениями о том, что химические вещества могут губительно воздействовать на артефакты.
Каракольский зоопарк
В городе Каракол по инициативе Правительства республики 28 августа 1987 году был основан зоопарк. Хотя данное учреждение считается городским, оно единственное в республике. Зоопарк занимает относительно не большую территорию, почти в центре города юго-западнее городского стадиона.
В год открытия зоопарка: из млекопитающих были антилопы (парнокопытные животные из семейств оленей), косули (эти животные доставлены из Алма-Атинского зоопарка), тигры (млекопитающие из семейств кошачьих доставлены из Калининграда), ламы (парнокопытные животные из семейства верблюдовых, доставлены из Чымкента), из птиц фазаны (из отряд куриных) и беркуты (хищная птица семейств ястребиных). В последующие годы зоопарк пополнен указанными выше (частично) и другими видами животных.
В настоящее время основными представителями животных являются следующие виды животных: (их более 23): волки, медведи, тигр, лисы, маралы, яки, ламы. Каракольский зоопарк является одним из интереснейших уголков города, где можно приятно провести время. Вместе с тем это важное учреждение для пропаганды природоохранительных работ и экологического воспитания населения, особенно подрастающего поколения.
Дунганская мечеть в г.Каракол
Город Каракол, расположен на восточном побережье озера Иссык-Куль. Его основали русские переселенцы, которые прибыли сюда в конце 19 века после присоединения Северной Киргизии к Российской империи. Город отличается особенной красотой, потому что в нем располагается множество архитектурных памятников зодчества разных народов, есть мемориальный комплекс, посвященный известному русскому путешественнику Н.М. Пржевальскому, Церковь Святой Троицы и многое другое. Помимо богато представленной киргизской и русской культуры с ее деревянными домиками и резными ставнями 19 века, здесь есть интересные образцы дунганского зодчества конца 19 века, которые отразились в знаменитой Дунганской мечети.
Знаменитая Дунганская Мечеть в городе Каракол, построенная в стиле буддистского храма китайцев, является одним из памятников архитектуры дунганской культуры конца 19 века. Все цвета мечети также олицетворяют различные дунганские культурные концепты, красный цвет — оберегает от злых духов, желтый — способствует накоплению богатства и приносит в дом благополучие, а зеленый — олицетворяет счастье.
История Дунганской мечети в городе Каракол начинается с конца 19 начала 20 века. Вследствие восстания 1877 года около 300 тысяч дунган, перебираясь через опасные переходы Торугарта, бежали от карательных отрядов китайцев. Многие дунгане погибли в снегах, замерзли, умерли от голода, но и многие из них достигли города Каракол, где их радушно приняли представители русского и киргизского народов. Освоившись в городе, дунгане решили построить себе мечеть. Ее строительство велось на протяжении трех лет.
Самое удивительно в этой мечети то, что она построена без единого гвоздя или каких-либо металлических связок. Строители использовали лишь деревянные балки из тянь-шаньской ели, карагача и местного тополя. Также в отделке здания использовался орех. Но перед строительством нужно было подготовить всё это, поэтому приглашенный из Пекина (Китай) мастер по дунганскому деревянному зодчеству Чжоу-Сы, которому в то время было около 40 лет. Он работал с 20-ью мастерами, приехавшими из Китая. Фундаменты и каменные работы делали местные мастера, а все деревянные — китайцы. Чжоу-Сы рисовал на дереве орнаменты, которые сразу же вырезали его помощники. В соответствии с проектом продумывалась каждая деталь, предусматривалась каждая мелочь. Части будущего здания готовили около 3-х лет. В течении 3-х месяцев были собраны все детали и построено здание. Строительство мечети было окончено 10 мая 1910 года.
Размер мечети не столь велик по сравнению с другими мечетями Центральной Азии – всего 27 метра в длину и 15 метра в ширину – в форме прямоугольника с рядом колонн по восточной и западной части. Окна расположены только на северной и южной стенах, западная стена совершенно пустая и чистая, потому что сюда обращены взоры молящихся, так как по преданию любая мечеть должна быть повернута в сторону арабского города Мекка.
Мечеть располагается на четырех столбах, которые расположены по периметру. В свою очередь эти столбы стоят на каменных базах, которые поддерживают нижнюю резную часть здания и кровлю. За кажущейся сложностью строения прослеживается простота: всё это можно демонтировать в любой момент, так как балки никак не закреплены, а лишь находятся в пазухах и специальных вырубках. Мечеть имеет три резные крыши, фронтоны которых с загнутыми углами обращены на юг. На концах всех четырех балок, стоящих по периметру, изображены различные типы сказочных драконов великолепной резьбы, которые олицетворяют то или иное благо пожелание в китайской культуре. Саму кровлю поддерживает около 30 колонн, которые расписаны в золотисто-желтый цвет, на больших темно-синих основаниях. Карниз здания украшен изображениями винограда, груш, гранат и персиков.
Но к нашему времени мечеть сильно пострадала, во многих местах была выломана резьба.
Адрес Мечети:
Кыргызская Республика, 722200, Иссык-Кульская область.
Свято-Троицкая православная церьковь.
В центре города Каракол — расположен красивейший памятник архитектуры — Свято-Троицкая православная церковь. Дата создания и становления храма уходит во временаоснования самого города Караколдальновидным и прагматичным путешественником, основателем города А.В.Кульбарсом. Он был инициатором возведения временного храма из войлока, материала из которого сооружались и строились практически все постройки того времени. Уже в следующем году войлочные стены храма были заменены на деревянные, а еще позже их сменили на кирпичные. В 1887 году сильное землетрясение разрушило храм до основания. Вновь из царской казны были выделены средства на строительство нового храма. Он был возведен из дерева за неполных два года и освещен в 1895 году.
Пятиглавой с колокольней, церковь построена по проекту архитектора и инженеров из города Верного (Алматы). В начале план церкви имел форму равноконечного креста, ориентированного на восток, со входом с юго-западной стороны. Позднее здание приобрело прямоугольно ломанную конфигурацию и размеры его составляли 35,5х18 метров. Стены его сложены из тесаных бревен, крыша чердачная с пятью восьмигранными барабанами, покрытыми ранее шатрами. Фасады украшены резьбой: на карнизе, фронтонах, наличниках. Главное крыльцо сложено из гранитных блоков, залитых позднее цементным раствором. Цоколь сложен из кирпича и штукатурки. Он опирается на ряд гранитных блоков и булыжный фундамент. Пол дощатый, на кирпичных столбиках. Снаружи стены обшиты досками, а изнутри церковь отштукатурена по драни. Здание церкви имеет звонницу, вход в которую осуществляется по внутренней лестнице.
Но, недолго церкви было суждено жить спокойной жизнью. Во времена повсеместного разгрома православной церкви, храм был сначала просто закрыт, а позже полностью разграблен и разворован. Здание храма передали детской спортшколе. Были произведены значительные переделки, храм сильно изменился, утратив свое былое великолепие. Были убраны за ненадобностью 4 шатра над барабанами, звонница и 2 боковых крыльца, убраны все кресты. Сохранился только центральный барабан и его внутренний шатер. Бесследно исчезли иконы, алтарные книги и произведения искусства, которые до сих пор представляют важную историческую и художественную ценность. Процент утраты и переделок составил более 50%.
В годы Великой Отечественной войны храм вновь возвращен верующим, которые своими силами сделали ремонт. Но в начале 60-х годов в здание храма вновь возвращается детская спортивная школа, оборудуют спортивный зал. Детская спортивная школа находится в этом здании до 1982 года.
Храм Пресвятой Троицы,
преобразованный при советской власти в спортивную школу,
с красными флагами вместо крестов. 1982 год.
Затем здание пустует в течении 3-х лет, после чего в 1986 году начинаются реставрационные работы по восстановлению первоначального облика храма. Работами руководил Г.С. Ковтун, начальник Пржевальскогохозрасчетного участка специальных научно-реставрационных производственных мастерских.
В 1989 году было принято решение о создании на базе церкви краеведческого музея, в котором планировалось собрать все легенды и сказания о родном городе, о его основателях и героях, экспонировать находки древности и предметы старины. Но из-за изменившейся политической обстановки реализовать эти планы так и не получилось.
В 1992 году после долгих споров служители церкви и прихожане смогли вернуть себе ветхое и полусгнившее здание храма, запущенную и разграбленную территорию. Долгие три года проводились работы по восстановлению храма и воссоздания его облика. Возрождение церкви стало заслугой простых жителей города, чьи старания и добровольные пожертвования увенчались таким добрым и нужным успехом. Храм перешел в собственность церкви только в 1995 году и до сегодняшнего дня храм и церковь так и остаются единым целым.
В чудотворном иконостасе Свято-Троицкой православной церкви на Иссык-Куле находится и знаменитая Тихвинская икона Божией Матери. Написанная в 1897 году, икона была привезена в дар храму, но во времена разорения церквей чудом и божьим провидением сохранилась у обычных прихожан, которые прятали и хранили икону, рискую собственными жизнями. Только в 1944 году Тихвинскую икону решились вернуть в Храм. С той поры Тихвинская икона Божией Матери по праву занимает одно из важных и священных мест в храме, являя собой настоящее чудо спасения и возвращения.
Тихвинская икона Божией Матери
Сегодня Свято-Троицкая православная церковь открыта для всех посетителей и входит в программу экскурсионных туров. Современный облик церкви мало изменился. Все те же традиционные для данного храма пять золоченых куполов, увенчанных крестами, привычно возвышающаяся колокольня, к которой ведет длинная внутренняя лестница, филигранный перезвон множества больших колоколов и маленьких колокольчиков. Бревенчатые стены церкви и главное гранитное крыльцо придают церкви величественный и исконно православный вид. Служба ведется постоянно и снова как 100 лет назад мелодичный звон собирает множество людей, как в праздничные дни так и в будни.
Адрес храма:
Кыргызская Республика, 722200, Иссык-Кульская область
г. Каракол, ул. Гагарина, 16
г. Каракол, ул. Ю.Абдрахманова, 140
На берегу Иссык-Куля амфитеатр «Dordoi Nomad»
В селе Бостери Иссык-Кульской области КР 22 октября состоялось торжественная церемония открытия амфитеатра «Dordoi Nomad».
Как сообщили в общественном фонде «Фонд Прогрессивных Инициатив Аскара Салымбекова», данный объект, где будут проходить культурные и спортивные мероприятия, является уникальным и не имеет аналогов в Центральной Азии. «Вместимость амфитеатра составляет около 1000 человек, дизайн выполнен в кочевом стиле», — добавили в ОФ.
Отмечается, объект был возведен за 3 месяца по инициативе общественного деятеля Аскара Салымбекова и идейного вдохновителя, автора проекта Ташкула Керексизова. Амфитеатр устроено таким образом, что сразу за сценой плещется озеро Иссык-Куль.
Предполагается, что на площадке амфитеатра будут проводиться выступления сказителей эпоса «Манас», состязания акынов и соревнования по национальным видам спорта. Кроме того, подчеркивается в ОФ, на сцене «Dordoi Nomad» можно проводить выступления артистов шоу-бизнеса, звезд оперного пения и другие культурные мероприятия.
Культурный центр «Рух Ордо» имени Чынгыза Айтматова
Неподалеку от города Чолпон-Ата находится культурный центр «Рух Ордо» имени Чынгыза Айтматова, соединивший в себе историю и духовное наследие различных культур и народностей мира. Идея о создании подобного парка для встреч с друзьями пришла в голову депутата кыргызского парламента Ташкулу Керексизову.
Идейный замысел культурного парка поражает своей глубиной: на территории комплекса по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга расположено пять абсолютно одинаковых по своему внешнему виду белых часовен. Единственное их внешнее различие – это символы различных мировых религиозных конфессий, расположенные на их верхушках. Таким образом, подчеркивается равенство духовного наследия христианства, мусульманства, иудаизма и буддизма для всего человечества, их однозначность перед лицом Всевышнего и необходимость толерантного и уважительного отношения к представителям других вероисповеданий.
В каждой из часовен собраны реликвии для верующих данной религии. У буддийского храма расположен колокол желаний – по рассказам гидов, если совершить пожертвование и ударить в колокол, несомненно, сбудется самое заветное желание человека. В католической часовне огромная картина посвящена Святому Матфею, который, по преданиям, проповедовал учение Христа на Иссык-Куле и даже заложил здесь церковь. Несколько лет назад сам Борис Ельцин торжественно открывал православную церковь в «Рух Ордо», которая носит имя супруги первого президента Российской Федерации Наины. Будучи ребенком, идейный вдохновитель и организатор парка Ташкул Керексизов воспитывался в детском доме, где особенным теплом и заботой окружила его простая пожилая еврейка, работавшая в столовой детдома. В память о ней на стенах синагоги находится огромная картина, изображающая седую женщину с большими добрыми глазами. По традиции, в мусульманской мечети нет ни одного изображения живых существ, вместо этого – суры из Корана и два ковра ручной выделки, символизирующие два течения в исламе: суннизм и шиизм.
Первым экспонатом парка стало дерево жизни, напоминающее цветущую японскую сакуру, горделиво возвышающуюся над бескрайней гладью Иссык-Куля. Недалеко от дерева жизни – беседка науки, где в безмолвном окружении изображений великих ученых Аристотеля, Коперника, Авиценны и других силой воды вращается гранитный шар, символизирующий течение времени и незыблемость истины. По всему периметру комплекса расположены статуи и изваяния различных деятелей как кыргызской, так и мировой истории, мифологии, науки, искусства.
Концертный зал парка обладает уникальной акустикой и уже стал идеальным местом проведения всевозможных фестивалей, конкурсов и концертов. Кульминацией каждого представления является поднятие заднего занавеса сцены, за которым восхищенному взору зрителей во всей его красе предстает Иссык-Куль в обрамлении покрытых снежными шапками гор.
«Рух Ордо» славится не только необычными архитектурными памятниками, но и самым красивым пирсом на побережье озера. На нем расположены четыре изящные беседки, символизирующие четыре стороны света, а также четыре времени года. К тому же здесь разводятся двадцать четыре вида рыб, которые являются символом двадцати четырех часов в сутки.
Музей Н. М. Пржевальского в Караколе
Главной достопримечательностью Каракола конечно же является парк-заповедник с могилой и мемориалом Н.М.Пржевальского.
В 9 км к северу от города, недалеко от пристани в Каракольском заливе среди парка находятся музей, памятник и могила Н. М. Пржевальского. На пути в свое 5-е путешествие Пржевальский умирает в городе Каракол и по его желанию он похоронен на берегу Иссык-Куля. Он находится на самой высокой точке восточной части Иссык-Кульского побережья. Так что вид отсюда открывается просто необыкновенный: величественная панорама озера и голубые шапки гор.
Как бы охраняя вход в парк, по бокам ворот на высоких постаментах застыли козероги-тэке. Посреди парка на поляне памятник Н. М. Пржевальскому. Монументальная девятиметровая скала из серого гранодиорита увенчана бронзовой фигурой орла. У ног птицы свешивается карта Центральной Азии с маршрутами путешествий Пржевальского.
Несколько ниже орла крест, а под ним барельеф Пржевальского в профиль — большая копия золотой медали, отлитой Российской Академией наук в 1866 г. в знак признания научных открытий неутомимого исследователя. Под барельефом краткая надпись: “Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Род. 31 марта 1839 г., ск. 20 окт. 1888 г.”. Памятник удивительно хорошо вписывается в окружающий горный ландшафт синего Иссык-Куля, обрамленного хребтами Кунгей-Алатау и Терскей-Алатау.
Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник
Иссык-Кульский государственный историко-культурный музей-заповедник (ИГИКМЗ) был открыт 5 сентября 1979 года. В 1997 году наш музей признан лучшим музеем в регионе. В 2007 году музей заслуженно получил звание лучшего музея в республике.
В настоящее время музейный комплекс состоит из двух частей – экспозиционно-выставочных залов и заповедные зоны, включая Музей под открытым небом. Вместе они демонстрируют уникальное культурное наследие региона с древнейших времен до наших дней. Музей проводит самостоятельно научные и разведывательные экспедиции, тесно сотрудничает с учеными, выступает инициатором программ направленных на изучение и сохранение культурного наследия в целом в районе. Музей также активно участвует в научных конференциях, симпозиумах, семинарах по всем направлениям музейной деятельности. В силу чего музей является методическим центром для всей музейной сети района.
Музей-заповедник под открытым небом (Музей петроглифов), находящийся на западной окрестности Чолпонаты, является наиболее доступной и посещаемой частью иссыккульского комплекса петроглифов и относится к числу крупнейших скоплений наскальных рисунков в среднеазиатско-казахстанском регионе. Уникальные памятники эпохи бронзы – это поселения и древние святилища под открытым небом с наскальными рисунками-петроглифами расположены на территории г.Чолпон-Ата и с.Карой. Начало созданию этих своеобразных «картинных галерей» положили еще андроновские племена (II тыс. до н.э.). свой вклад в дальнейшее развитие петроглифов внесли племена саков ( VIII-IIIвв. до н.э.), чьи рисунки, выполненные в технике «звериного» стиля» сразу привлекают внимание мастерством и реалистичностью изображений. Наиболее поздние петроглифы датируются тюркской эпохой (VII-IXвв. н.э.).Это был гигантский храм под открытым небом, занимавший некогда западную часть Чолпон-Аты, где люди поклонялись небесным светилам и совершали религиозные ритуалы. Наскальные рисунки выполняли важную сакральную роль в осуществлении этих ритуалов, являлись своего рода и виртуальным жертвоприношением, и молитвой, запечатленной на камне. Вблизи крупных петроглифов находятся круговые каменные кладки, возможно родовые и семейные святилища, с очень интересным природным феноменом — геомагнитной аномалией, благоприятной для человека. Есть основания предполагать, что крупные каменные круги использовались как астрономические «обсерватории» для наблюдений за движениями небесных объектов.
Ысык-Кульские петроглифы во многих аспектах являются уникальными. Во-первых, ввиду художественного реализма изображений, многие из которых относятся к шедеврам скифо-сакского «звериного стиля». Во-вторых, размер некоторых петроглифов превышает 1м, что крайне редко встречается. В-третьих, уникальность многих сцен и сюжетов. В-четвертых, беспрецедентная техника нанесения отдельных рисунков, к примеру, рельефное изображение оленя, выполненное с использованием естественных выпуклостей камня.
Музею под открытым отведена территория площадью 42 га. На ней насчитывается свыше 1000 камней с петроглифами, здесь же имеются древние захоронения и поселения.
Вас ждет интересный отдых и масса впечатлений!